Как награждали победителей на играх Древней Греции?

Лавровый венок в Древней Греции

В истории сохранились многочисленные упоминания, что жители древнегреческих полисов возлагали на себя листы лавра, празднуя наступление долгожданного мира.

Время, когда лавровый венок стал рассматриваться как некий символ, отдалено от нас тысячелетиями. Наибольшее значение ему придавали, пожалуй, древние греки.

Лавровый венок в Древней Греции

Минойская цивилизация и древний культ Феба-Аполлона

Бог Аполлон

Бог Аполлон относится в древнегреческой мифологии к числу старейших обитателей Олимпа. Его культ зародился значительно раньше, чем почитание могущественного Зевса. Аполлону поклонялись жители острова Крит во времена, когда был выстроен легендарный лабиринт. Участники церемоний, посвященных лучезарному Фебу, не только украшали себя венками, но и жевали лавровые листья, чтобы войти в состояние транса.

Аналогичным образом лавровые листья использовались в культе другого древнегреческого бога – Диониса. Его спутницы менады впадали в безумное состояние, участвуя в оргиях. Есть и другая версия, согласно которой менады были служительницами древней богине Дафойне, почитавшейся в Темпейской долине до того, как ее завоевали эллины. Имя богиня явственно отсылает к лавровому дереву, ведь Daphne – это не что иное, как лавр.

Известные подтверждения древности культа:

  • на острове Делос эллины издревле поклонялись священному лавру;
  • фиванцы шествовали с лавровыми венками, отмечая праздник Дафнефорий;
  • в гомеровском гимне повествуется о прорицаниях, которые доносятся из самого дерева.
Леохар. Аполлон Бельведерский

Это интересно:В Дельфах – древнейшем святилище Аполлона (ранее – Геи и Дафны) жрицы входили в состояние пророческого транса с помощью листьев лавра. Именно к дельфийскому оракулу обращался богатейший в мире правитель, царь Лидии Крез, с вопросом, следует ли ему противостоять правителю персов Киру. Ответ оракула был истолкован неверно, Крез потерпел сокрушительное поражение. А Кир сделал его, одного из семи великих мудрецов древности, своим советником.

Лавровый венок для победителя Пифийских игр

Великая победа Аполлона над драконом Пифоном, любимцем богини Геры, поспособствовала тому, что венок из лаврового листа обрел широкое распространение. Его стали использовать прорицательницы культа Аполлона – пифии.

В память о своей блистательной победе бог учредил игры в свою честь – Пифийские. У древних греков они пользовались популярностью, не уступавшей куда более известным сейчас Олимпийским играм. Лавровый венок победителя Пифийских игр в Дельфах использовался для увенчания тех атлетов, которые опередили всех в финале все эллинских соревнований.

Лавровый венок одевают победителю Пифийских игр
Это интересно:Что касается олимпиоников, то народ воздавал им всяческие почести. Но олимпийский лавровый венок не относится к древнеэллинским наградам. Он получил распространение на Олимпийских играх современности. Эллины в знак победы на Олимпийских играх возлагали на голову ветви дикой оливы.

Аполлон и Дафна

Лавровый венок превращается в символ любви и безутешной скорби вскоре после победы Аполлона над Пифоном. С помощью листьев лавра он очищает себя от проклятия пролитой крови врага, проводя специальный ритуал.

Аполлон и Дафна

После чего, упиваясь собственным могуществом, лучезарный Феб осыпает насмешками бога любви Эроса, вооруженного маленьким золотым луком. Месть оскорбленного Эроса была ужасной. Он поражает парой стрел своего обидчика и нимфу Дафну – дочь богини земли Геи и речного бога Пенея.

Аполлон страдает от неразделенного чувства, преследуя убегающую от него нимфу. Она молит о спасении своего отца. Пеней превращает дочь в лавровый куст. Страдающий Аполлон безутешно обнимает лавр («дафн»). Лавровый венок на голове бога служит свидетельством его любви к прекрасной нимфе и скорби, не находящей утешения.

Гибель Дафны дорого обошлась Аполлону. Ведь ему пришлось оберегаться от ненависти ее могущественной матери – Геи, обратившейся за помощью к Зевсу.

Аполлон и Дафна в «Метаморфозах» Публия Овидия Назона

Овидий, увенчанный лавровым венком

Лавровый венок получает упомянутое значение благодаря великому римскому поэту Овидию. Подробно пересказанный им эллинский миф завершается патетической сценой, когда быстроногая Дафна, понимая, что ей не хватит сил скрыться от могущественного бога, просит о помощи отца.

Цитата:

Молвит: “Отец, помоги! Коль могущество есть у потоков,Лик мой, молю, измени, уничтожь мой погибельный образ!”Только скончала мольбу, – цепенеют тягостно члены,Нежная девичья грудь корой окружается тонкой,Волосы – в зелень листвы превращаются, руки же – в ветви;Резвая раньше нога становится медленным корнем,Скрыто листвою лицо, – красота лишь одна остается.Фебу мила и такой, он, к стволу прикасаясь рукою,Чувствует: все еще грудь под свежей корою трепещет.Ветви, как тело, обняв, целует он дерево нежно,Но поцелуев его избегает и дерево даже.Бог – ей: “Если моею супругою стать ты не можешь,Деревом станешь моим…

История

220px-Archeptolis_portrait_from_his_coinage.jpg Архептолис в оливковом венке, около 459 г. до н.э.

По словам Павсания, он был введен Гераклом как приз победителю бега в честь его отца Зевса . На древних Олимпийских играх не было золотых , серебряных или бронзовых медалей. В каждом соревновании был только один победитель, увенчанный оливковым венком из листьев дикой оливы со священного дерева возле храма Зевса в Олимпии . Оливковые венки были розданы во время летних Олимпийских игр 2004 года в Афинах в честь древней традиции, поскольку игры проводились в Греции, которая также использовалась в качестве официальной эмблемы.

Геродот описывает следующую историю, имеющую отношение к оливковому венку. Ксеркс допрашивал некоторых аркадцев после битвы при Фермопилах . Он спросил, почему так мало греков, защищающих Фермопилы. Ответ был: «Все остальные мужчины участвуют в Олимпийских играх» . А на вопрос «Какой приз победителю?» , «Оливково-венок» пришел ответ. Тогда Тиритантаехмес , один из его военачальников, произнес: «О боже! Мардоний , что это за люди, против которых ты привел нас воевать? Люди, которые соревнуются не за имущество, а за добродетель» .

Аристофан в Plutus делает юмористический комментарий о спортсменах-победителях, увенчанных венком из дикой оливы вместо золота:

Да ведь Зевс беден, и я вам это ясно докажу. На Олимпийских играх, которые он основал и на которые он каждые четыре года созывает всю Грецию, почему он только увенчивает победивших спортсменов дикими оливками? Если бы он был богат, он бы дал им золото.

Спортсменов-победителей чествовали, чествовали и хвалили. Их деяния были провозглашены и записаны, чтобы будущие поколения могли оценить их достижения. Фактически, имена олимпийских победителей составляли основу хронологии древнего мира, как это устроил Тимей в своей работе «Истории» .

Среди многих культурных ссылок , касающихся оливкового венок, первую строку первой строфы в мексиканской национальных гимне призывы к Родине , в переносном смысле, чтобы держать оливковый венок окружающего «свои храмы », венок , который дается святым архангел , ибо сам Бог уже написал судьбу этой Родины.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий