Олимпийские медали с 1869 по 2014 год (49 фото)

Исторический обзор

Древнегреческие спортивные состязания, давшие старт современному олимпийскому движению, впервые были проведены в 776 году до н. э. Эта дата упоминается в сохранившихся письменных источниках, хотя, возможно, традиция зародилась намного раньше. Состязания входили в комплекс культовых мероприятий, посвящённых Зевсу и некоторым другим богам греческого пантеона. Красота физического тела в античной цивилизации ценилась не меньше духовной и, так или иначе, демонстрировалась во время религиозных ритуалов. Самыми известными и массовыми были соревнования в святилище Олимпии, на полуострове Пелопоннес. Отсюда и называние Игр в целом.

Поскольку состязания посвящались богам и носили культовый характер, награды победителей также имели сакральное значение. Их головы украшали венками из ветвей оливы – дерева, наиболее почитаемого древними греками. Когда в конце XIX века французский историк и реформатор барон де Кубертен возродил Олимпийские игры, он предложил использовать ту же награду. Венок – котинос, только уже из лавровых ветвей, возложили на головы спортсменов первой современной Олимпиады, проводившейся в 1896 году в Афинах. Таким образом, устроители подчеркнули преемственность традиций.

olimpijskie-medali-4.jpg

Однако ценность эллинистического атрибута была утеряна, поэтому главной наградой состязаний стали более привычные и понятные медали. Их дизайн обсуждался двумя годами ранее на первом конгрессе МОК. Изначально планировалось награждать только двух победителей: абсолютному чемпиону полагалась серебряная медаль с позолотой, а обладателю второго места – бронзовая. Для регалии выбрали классическую круглую форму, от которой в дальнейшем на летних играх отступили только раз. О греческом происхождении Олимпиады напоминал изображённый на аверсе Зевс, на ладони которого поместили земной шар с богиней победы Никой. Реверс украсили видом на Акрополь.

Плакетка II Олимпиады

Игры, которые в 1900 году принимала столица Франции, преподнесли немало сюрпризов. Во-первых, событие затмила Всемирная промышленная выставка, которая проводилась в тот же период. Во-вторых, оргкомитет ввёл сразу несколько новых видов спорта, казавшихся довольно экзотическими. Например, гонку на воздушных шарах или стрельбу по живым голубям. И, наконец, впервые в играх приняли участие женщины, что прошло незамеченным только из-за слабого информационного освещения.

Нестандартными можно назвать и наградные знаки – они имели прямоугольную форму, поэтому назывались плакетками. Все регалии изготавливались из бронзы, однако для победителей, занявших I место, их посеребрили методом гальванопластики. Какие-либо надписи, говорившие о принадлежности плакетки к олимпийской атрибутике, отсутствовали. На аверсе изобразили летящую Нику с венком из оливковых ветвей на фоне корпусов Всемирной выставки. На реверсе – древнегреческого атлета на пьедестале почёта.

olimpijskie-medali-5.jpg

Полный комплект

III Олимпиада, которую провели в американском городе Сент-Луис, оказалась провальной с точки зрения организации. Вновь с мероприятием совпала Всемирная выставка, кроме того, далеко не все европейские команды решились на дорогое путешествие за океан. В результате, состязались не участники из разных стран, а преимущественно спортивные команды США, выигрывая друг у друга. Позорными назвала международная общественность добавленные в программу «Антропологические дни», когда выступали представители индейских народностей и пигмеи, совершенно не подготовленные к атлетическим дисциплинам. Организаторы эксперимента заявили, что хотят доказать превосходство цивилизованных людей на «дикарями». Всё перечисленное едва не поставило крест на «новорожденном» олимпийском движении.

Единственное достижение Сент-Луиса – введение трёхступенчатой системы награждения, которая используется до настоящего времени. Золотая медаль III Олимпиады была выполнена из серебра с золочением. Что касается дизайна, то, позаимствовав идею у своих французских предшественников, американцы интерпретировали её по-своему, выбрав скорее стилистику ар-нуво, чем европейскую неоклассику.

Золотая атрибутика

В 1908 году в Лондоне ювелирной компанией Vaughton & Sons был представлен первый в истории Олимпиады высший знак отличия из золота 583-й пробы. Он был одновременно самым дорогим и самым маленьким – при диаметре 33 мм, напоминая скорее юбилейную монету. Отличал атрибутику IV Олимпиады и изысканный дизайн. На аверсе наградных знаков изображался атлет, над которым богини держат лавровый венок, на реверсе – покровитель Англии, Георгий Победоносец, пронзающий дракона. На памятных аналогах соответственно чеканили богиню победы Нику и квадригу, везущую судью состязаний и победителя.

На V Олимпиаде в Стокгольме золотую атрибутику изготовили только для индивидуальных награждений, а команды получили позолоченное «серебро». Аверс знака отличия полностью копировал лондонский. А вот на реверсе всадника сменил пеший герольд в средневековом костюме на фоне бюста Пера-Хенрика Линга – пропагандиста физической культуры и спорта в Швеции.

Введение единого дизайна

В 1928 году в Амстердаме был представлен новый дизайн знаков отличия, который затем повторялся в течение 40 лет. Его автор – итальянский скульптор Джузеппе Кассиоли изобразил аллегорию спортивного триумфа, однако по ошибке смешал греческую и римскую мифологию. Годы спустя, этот промах стал причиной международного скандала и внесения корректив в исходный рисунок.

На аверсе предложенного Кассиоли варианта, греческая богиня Ника сидит на парапете храма. В правой руке она держит традиционный венок из оливы, в левой – пальмовую ветвь. На заднем плане виден фрагмент римского амфитеатра Колизей, где часто проводились спортивные состязания. Кассиоли оставил пустое поле, чтобы вписывать порядковый номер Олимпиады, место проведения и год. На реверсе регалии можно увидеть восторженную толпу, которая несёт на руках атлета-победителя.

В 1972 году в Мюнхене реверс наградных знаков был изменён. Вместо спортивного триумфа на нём изобразили мифических близнецов-Диоскуров Кастора и Поллукса. Они символизировали силу духа и мастерство владения своим телом. С этого момента каждая принимающая страна разрабатывала свой дизайн реверса. В 2004 году Олимпиаду вновь принимали Афины. Организаторы состязаний выразили удивление и недовольство по поводу фрагмента Колизея на лицевой стороне наград. По их мнению, фоном для греческой богини победы должен был служить афинский Парфенон, что казалось вполне логичным. В результате рисунок лицевой стороны также кардинально изменили – Нику стали изображать идущей по олимпийскому стадиону Панатинаико. К тому же богине вернули крылья, которые по каким-то причинам «упустил» Кассиоли.

Подвеска

В 1960 году оргкомитет Рима, где проводились XIV игры, предложил сделать награды на подвеске. До этого они выдавались спортсменам в руки, что было неудобно и, главное, не зрелищно. Знаки отличия окружили бронзовым ободком в форме венка победителя, а уже к нему прикрепили цепочку, напоминавшую оливковую ветвь. Вопреки опасениям итальянцев, новшество было восторженно принято консервативными членами МОК. Наградные олимпийские медали теперь выпускают только шейными, а памятные – настольными.

Справочная информация

Три вида медалей – золотая, серебряная и бронзовая, составляют так называемый олимпийский комплект. Он является обязательной атрибутикой международных спортивных состязаний и должен соответствовать определённым стандартам. Дизайн наград разрабатывается принимающей стороной и утверждается Международным олимпийским комитетом (МОК). За редким исключением, медали летних Олимпийских игр тяготеют к античным образцам, в то время как для зимних предлагаются более современные и креативные варианты.

olimpijskie-medali-2.jpg

Это различие объяснимо. Ведь именно летние игры считаются преемниками древнегреческих состязаний в Олимпии, которые регулярно проводились с VIII века до н. э. по IV век н. э. Неравнозначность спортивных событий косвенным образом сказалось на отношении коллекционеров. Награды летних игр традиционно пользуются большей популярностью и стоят дороже зимних. Хотя и здесь бывают исключения.

Например, золотая медаль хоккеиста Дэйва Кристиана, выигранная в 1960 году в американском городе Скво-Вэлли, была продана за рекордные € 40 000. На стоимость раритета явно повлияла личность спортсмена, который провёл в НХЛ 15 сезонов и считался звездой первой величины. Награды менее именитых победителей обычно оцениваются в €10 000 – 15 000. Однако абсолютный рекордсмен на сегодняшний день – «золото» легкоатлета Джесси Оуэна, ставшего победителем в четырёх дисциплинах на летней Олимпиаде 1936 года в Берлине. В 2013 году на калифорнийском аукционе одна из медалей чемпиона была продана за $1,5 млн.

Не всё то золото…

С 1904 по 1912 год золотая медаль Олимпиады полностью соответствовала своему названию. Однако её диаметр не превышал 3,4 см, при весе чуть более 2 г. Цена одной унции золота в начале XX века составляла $18,9 – соответственно, одна награда обходилась в $20,4. В настоящее время она стоила бы не менее $540. Подорожание драгметаллов и стремление увеличить размер олимпийских наград, вынудили МОК изменить состав призового «золота».

До сегодняшнего дня сохраняется следующий, установленный комитетом стандарт:

  • медаль за I-е место чеканится из стерлингового серебра (925-й пробы) с золотым покрытием, массой не менее 6 г;
  • за II-е место полагается чистое серебро той же пробы;
  • за III-е – томпак, сплав меди с цинком (пропорции могут варьироваться).

olimpijskie-medali-3.jpg

Минимальный диаметр спортивных наград должен составлять 60 мм при толщине не менее 3 мм. Уже стало традицией изготавливать зимнюю атрибутику более масштабной. На сегодняшний день самыми гигантскими размерами отличаются регалии для Белой олимпиады 2006 года в Турине – их диаметр составил 107 мм, правда, они были выполнены в форме тора, чтобы снизить вес.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий